Сегодня, 29 августа 2025 года, Valkyrie Profile отмечает свой 25-летний юбилей. В этой статье мы рассмотрим, почему эта ролевая игра была незаслуженно пропущена в своё время и что по-прежнему делает её особенной сегодня.
Нетрудно понять, почему Valkyrie Profile оказалось сложно завоевать популярность во время своего первоначального североамериканского запуска. Японский издатель Enix лишь недавно восстановил своё американское отделение, воспользовавшись как всплеском популярности JRPG в эпоху после Final Fantasy VII, так и глобальным успехом Sony с Star Ocean: The Second Story. Однако для новой RPG на PlayStation 1, даже от разработчика Star Ocean 2 — Tri-Ace, было непросто пробиться. Консоль Dreamcast уже была на рынке, до выхода PlayStation 2 в США оставалось менее двух месяцев, а Squaresoft всего за пару недель до этого выпустила Chrono Cross — долгожданное продолжение любимой Chrono Trigger.
Это был мой первый год в колледже, выходные перед днём рождения, и мне нужна была новая RPG, чтобы занять себя между занятиями. У меня было два выбора: Valkyrie Profile или Chrono Cross. После восхитительного опыта с Star Ocean 2 прошлым летом моё внутреннее чутьё подсказывало, что Valkyrie Profile — это то, что мне нужно.
Я ни разу не пожалел о своём выборе. Valkyrie Profile была — и остаётся — одной из величайших RPG своей эпохи, игрой, которая, несмотря на всеобщее признание многочисленных преданных фанатов, до сих пор незаслуженно недооценена. Прошло 25 лет, но ничто другое так и не смогло уловить ту же магию.

Мидгард: Мифология и Трагедия
Как можно догадаться по названию, мир Valkyrie Profile глубоко укоренён в скандинавской мифологии, хотя и с существенными творческими вольностями. Леннет, Валькирия, чьё имя дало название игре, призвана служить Одину, верховному богу Асгарда. Один предвидит грядущий Рагнарёк, и в условиях обостряющейся борьбы между асами и ванами ему нужна армия доблестных человеческих душ — эйнхериев. Задача Леннет — найти достойные души недавно ушедших на земном плане Мидгарда, обучить их и переправить в Асгард перед решающим столкновением богов. Кроме того, ей приходится устранять различные проблемы на Мидгарде, включая нежить, просачивающуюся из Нифльхейма, мятежного бывшего эйнхерия и людей, нарушающих свои границы.
С самого начала становится ясно, что Мидгард, в отличие от роскошных божественных миров, является обителью глубоких страданий. Деревни находятся на грани катастрофического коллапса. Отчаяние толкает многих на опасные виды деятельности ради выживания. В этом суровом, мрачном мире процветают незаконные промыслы, такие как контрабанда, воровство и даже торговля людьми, и многие живут изо дня в день, одной ногой уже стоя в могиле. Невольно задумываешься, не станет ли катаклизм Рагнарёка желанным избавлением, которое положит конец таким повсеместным мучениям.
Благодаря дару духовной концентрации Леннет ощущает борьбу и мучения усопших. Когда она приходит, чтобы взять их души под своё крыло, она видит их последние мгновения и трагические судьбы. Её первые новобранцы — это надменная принцесса и угрюмый наёмник, оба попавшие в хитроумный заговор предателя-дворянина, который приводит их к гибели. Следуют и многие другие трагедии: воин заключает фаустовскую сделку, чтобы восстановить зрение своей сестры, но погибает от рук своих внутренних демонов; директриса магической академии убита собственным мужем, превращённым в монстра мстительным студентом. Это лишь несколько примеров. Не все смерти кажутся незаслуженными, поскольку не каждый, кого вербует Леннет, является особенно хорошим человеком. Важна их потенциальная полезность для Одина, и роль Леннет — превратить их в грозных воинов.
Понимание политического ландшафта Мидгарда формируется через переплетающиеся повествования усопших душ. Хотя боги в целом мало заботятся о человеческих делах, Леннет сталкивается с различными харизматичными личностями, которые значительно влияют на её миссию. Среди них — эйнхерий, странно знакомый Леннет, и Брамс, повелитель нежити, который, по-видимому, держит важную фигуру в заложниках, чтобы помешать богам и Леннет уничтожить его. И, конечно же, талантливый чародей Лезард Валет, чья тревожная одержимость сделать Валькирию «своей» превосходит только аморальные средства, которые он использует для достижения этой цели.
Игровой Процесс: Уникальные Механики
Постоянно присутствующий трагический тон Valkyrie Profile отличает её от других RPG того времени. Однако её непреходящая привлекательность во многом обусловлена уникальными, взаимосвязанными игровыми механиками, особенно её особой структурой. Исследование в основном свободно: игроки могут посещать локации, вербовать эйнхериев и исследовать подземелья по своему усмотрению. Прогресс, однако, регулируется системой таймера: главы игры делятся на «периоды», и все действия — вербовка, исследование, отдых — расходуют определённое количество времени. В конце периодов каждой главы Леннет получает оценку от Асгарда. Её действия, включая отправку подходящих эйнхериев и артефактов в Асгард, влияют на эту оценку, что приводит к наградам за хорошие результаты, прежде чем перейти к следующей главе. Хотя некоторые персонажи и области привязаны к определённым главам, игроки обычно не обязаны немедленно выполнять всё, что появляется, что даёт значительную свободу.
Подземелья — ещё одна определяющая игровая особенность, представленные как 2D-сайдскроллинговые платформенные уровни, наполненные ловушками, врагами, прыжками и уникальными головоломками. Они часто содержат индивидуальные препятствия и хитрости, которые Леннет должна преодолеть, смешивая решение головоломок с платформенным экшеном. К счастью, у Леннет есть универсальный кристальный снаряд. Этот инструмент имеет множество применений: временная заморозка врагов, создание барьеров и платформ, преломление света или даже манипулирование отдалёнными объектами. Она также может выполнять продвинутые приёмы передвижения, стратегически создавая и разрушая кристаллы, что позволяет ей достигать секретных областей и открывает возможности для скоростного прохождения.
Но самым запоминающимся и отличительным элементом Valkyrie Profile является её боевая система. В то время как более ранние игры Tri-Ace, такие как Star Ocean, интегрировали элементы экшена в традиционные механики RPG, Valkyrie Profile достигает аналогичной цели с совершенно уникальным исполнением. В каждом боевом ходу игроки управляют четырьмя персонажами, каждый из которых назначен на отдельную кнопку. Экипированное оружие определяет доступные атаки каждого персонажа, выполняемые нажатием кнопки. Некоторые атаки обладают особыми свойствами, такими как пробитие защиты врага или подбрасывание врагов для воздушных комбо. Нанесение достаточного количества ударов за ход заряжает шкалу, позволяя использовать ультимативную атаку члена отряда. При стратегическом планировании и практике игроки могут выстраивать комбо и суперприёмы так же, как в файтинге.
Однако враги не пассивны; они будут защищаться, парировать и уклоняться, нарушая ваш боевой поток и повышая сложность. Крайне важно понимать свойства ваших атак — их зоны поражения, количество ударов и способность подбрасывать или наносить урон врагам на земле — чтобы побеждать могущественных противников и максимально увеличивать награды после боя. Наблюдение за реакциями врагов и их наступательными паттернами не менее важно, поскольку вы также можете уклоняться, контратаковать и защищаться при наличии соответствующих навыков. Хотя это может звучать впечатляюще, я всё ещё упрощаю систему: боевая система обладает огромной глубиной и нюансами, бросая вызов как опытным игрокам RPG, так и энтузиастам экшен-игр.
Комплексная система навыков дополнительно углубляет геймплей Valkyrie Profile. Помимо повышения боевой эффективности, навыки также увеличивают «Ценность Героя» персонажа и наделяют их положительными чертами, делая их более подходящими для службы в Вальхалле. Пассивные навыки предлагают повышение характеристик, устраняют негативные черты характера и часто выполняют конкретные божественные запросы. Боевые навыки включают автоматическое исцеление, тактики выживания при низком уровне здоровья, контратаки, бонусные эффекты для стандартных атак (такие как урон по площади или дополнительные удары) и мощные приёмы для заставания врагов врасплох.

Скрытая Правда: Путь к Истинной Концовке
ВНИМАНИЕ: Далее следуют спойлеры к финалу Valkyrie Profile, включая истинную концовку.
Кульминация повествования приходится на последнюю главу игры, где Леннет командует эйнхериями в штурме крепости ванов. После её триумфа можно было бы ожидать грандиозного празднования в Вальхалле. Однако этого не происходит. Концовка за столь блестящее выступление оказывается на удивление пресной, короткой и жутко приглушённой — как будто что-то важное скрыто. И это действительно так! Valkyrie Profile предлагает несколько концовок, и ключевая причина её долговечного влияния на игроков — это именно этот обманчивый дизайн.
Ключ к получению истинной, наиболее полной концовки в игре требует полного отклонения от общепринятых ожиданий игроков. Обычно предполагается, что образцовое выполнение поставленных задач приводит к лучшим наградам и, следовательно, к лучшей концовке. Однако Valkyrie Profile опровергает это, поощряя игроков сомневаться и оспаривать свою данную миссию.
На протяжении всей игры тонкие намёки предполагают, что Один и другие боги не всегда благосклонны; они рассматривают человечество лишь как расходный материал для своих конфликтов и службы. Строго придерживаясь приказов Одина, Леннет невольно становится его послушной пешкой. Но что, если бы она решила ослушаться? Открытое восстание против всемогущего божества, конечно же, мгновенно поставило бы её под прямой удар для уничтожения.
Чтобы освободить Леннет от влияния Одина, игроки должны постепенно совершать небольшие акты неповиновения: отправлять только минимально необходимое количество эйнхериев, оставлять себе некоторые священные артефакты богов, обнаруженные в подземельях, и исследовать места, связанные с забытой историей. Даже простое снятие кольца, которое Один дал Леннет во время межглавных консультаций с Асгардом, помогает ослабить его контроль. Достаточно снизив «Значение Печати» (Seal Value), при входе в определённую область в Главе 7 запускается драматическая последовательность событий, кульминирующая в критической конфронтации для Леннет, которая определяет судьбу всех миров.
Необычные требования для разблокировки этой концовки стали значительным сюрпризом для игроков при первом выходе игры и остаются примечательными по сей день. Мы привыкли следовать инструкциям в играх, чтобы заслужить похвалу и награды, редко задумываясь над истинными мотивами. Valkyrie Profile, однако, раскрывает полную правду о своём мире только тем, кто намеренно и вызывающе бросает вызов её основным механикам.
Наследие и Доступность
У Valkyrie Profile были сиквелы, спин-оффы и идейные наследники, повлиявшие на многие последующие игры. Хотя некоторые из этих продолжений были превосходны, другие оказались менее удачными. Важно отметить, что все последующие игры отклонились в той или иной степени от оригинальных элементов геймплея, которые определили фантастический опыт Valkyrie Profile. Возможно, это был уникальный момент времени — ландшафт игр и разработки изменился настолько драматично с момента её дебюта, что воспроизвести её первоначальную магию невозможно. Это делает её ограниченную доступность на современных платформах особенно трагичной: существуют только компромиссный мобильный порт и переиздание версии для PSP на PS4/5. Я искренне надеюсь, что это когда-нибудь изменится, так как по-настоящему нет другой игры, похожей на Valkyrie Profile, и, вероятно, никогда не будет. Когда я впервые играл в неё на PS1 много лет назад, я был покорён. Четверть века спустя это очарование сохраняется.