На GDC 2025 мне довелось поиграть в Sunderfolk, грядущую кооперативную пошаговую тактическую ролевую игру, которая позволяет вам играть в настольную RPG с друзьями без необходимости устанавливать физические карты или учить книгу правил. Более того, вам даже не обязательно находиться в одном месте, так как игра полностью управляется с мобильных телефонов игроков. Мне очень понравилось играть в Sunderfolk, оценив, насколько ее доступная структура и простая боевая система делают механику гораздо более легкой для понимания по сравнению с такими играми, как Dungeons & Dragons 5e, Pathfinder 2e или Vampire: The Masquerade 5e. Множество компаний друзей, которые всегда хотели узнать, что же такого особенного в настольных RPG, но просто не имеют времени или средств, чтобы погрузиться в это хобби, найдут в Sunderfolk много интересного.
В Sunderfolk каждый игрок выбирает одного из шести персонажей: ворон Арканист – ваш традиционный заклинатель, летучая мышь Бард усиливает и лечит союзников песнями, белый медведь Берсерк доминирует на передовой с огромным молотом, козел Рейнджер наносит тем больше урона, чем дальше находится от действия, ласка Разбойник уничтожает врагов вблизи, а саламандра Пиромант обрушивает огненные взрывы. Эти шесть персонажей получили задание защитить Арден, мирный город, где живут вместе антропоморфные животные, от растущей темной порчи, которая превращает ранее безобидные неприятности в чудовищные угрозы.

Я выбрал Рейнджера, в то время как два члена команды разработчиков Secret Door играли вместе со мной за Барда и Берсерка. В Sunderfolk можно играть в одиночку (один игрок просто управляет несколькими персонажами, как в Baldur`s Gate 3), но больше всего удовольствия я получил от разработки стратегии с моими товарищами по команде и попыток понять, как лучше всего сочетать наши уникальные способности, чтобы справиться с боевой ситуацией. В Sunderfolk могут играть до четырех игроков одновременно, и группа из трех или четырех человек кажется идеальным способом насладиться этой игрой.
В то время как действие происходило на телевизоре перед нами, каждый из нас управлял своим персонажем с помощью телефона. У каждого персонажа есть своя колода карт с уникальными способностями – у Рейнджера, например, была карта, которая при розыгрыше выпускала пронзающий выстрел, способный поразить несколько целей в линию, а у Барда была карта, которая позволяла ему ненадолго очаровать цель и переместить ее в другое место на шестиугольной доске. В Sunderfolk нет порядка ходов, что позволяет игрокам не только выбирать, что делать в свой ход, но и в какой последовательности. Мы с товарищами по команде вели короткую перепалку, обсуждая наши варианты, и иногда кто-то отменял свой ход в процессе планирования, чтобы кто-то другой мог пойти первым.

В боевой секции, в которую я играл, нашей целью было победить кучу плохих парней, которые мутировали в могущественных монстров, с маленькими таймерами над головами, сообщающими нам, сколько ходов осталось до их трансформации. Разработчики сказали мне, что в Sunderfolk будут боевые столкновения с множеством других типов задач, например, защита точки от волн врагов. Я не могу сказать, что представляют собой другие типы задач, но мне любопытно их опробовать. Некоторые карты персонажей казались неуместными в сценарии, который был посвящен как можно более быстрому уничтожению врагов – у Рейнджера, например, была возможность остановить врага от движения, а затем отпрыгнуть, – и мне интересно, были бы эти карты более полезными при столкновении с другим типом задачи.
Между миссиями все игроки возвращаются в хаб-город Арден, обычно повышая уровень и открывая новые пассивные бонусы. Именно в городе каждый игрок может открывать новые карты и настраивать свою колоду, разговаривать с NPC, чтобы подружиться и/или завязать романтические отношения, и использовать добычу для покупки улучшений для города, которые могут принести общекомандные бонусы. Во время этого перерыва действие переключается с большого экрана на индивидуальный телефон каждого игрока, позволяя людям делать все, что они захотят (или кому-то сходить в туалет или перекусить, пока другие работают над своей карточной колодой или чем-то еще).

Моя любимая часть перерывов – это возможность давать названия вещам. Когда наша группа закончила финансирование ремонта моста, игрок, вложивший больше всего золота в проект, получил право назвать его, и затем, на всех наших телефонах, это название появлялось всякий раз, когда кто-то из нас посещал мост. Кроме того, NPC использовали это название, когда говорили о мосте. Были и другие забавные примеры этого, например, NPC попросил Барда напомнить ей, что это за конкретная вещь, а затем она использовала имя, которое разработчик ввел, когда мой Рейнджер пошел поговорить с ней. Это небольшая повествовательная деталь, но она позволяет вам и вашим друзьям не только построить свою версию Ардена, но и создать для него истории. Эта система повествования распространяется и на другие части игры. Если один игрок завязывает романтические отношения с NPC, это будет отражено в разговорах других игроков с этим NPC, например, и этот игрок получит уникальный игровой бонус, связанный с романом, который существует между его персонажем и этим конкретным NPC – их связь регулярно отражается в игровом процессе.
История, действия и персонажи озвучены одним актером: Анджали Бхимани. Из того, что я слышал до сих пор, она выполняет замечательную работу, корректируя свою каденцию, тон и высоту голоса, чтобы придать всем главным персонажам свой собственный голос, а затем используя свой естественный голос, чтобы повествовать о происходящем (даже во время боя!) и помочь подтолкнуть игроков в правильном направлении, если им это нужно. Это воспроизводит ощущение игры в настольную RPG с гейм-мастером, гарантируя при этом, что никому за столом не придется брать на себя ответственность за то, чтобы диктовать, что произойдет дальше, и воплощать историю в жизнь. Мне нравится этот выбор, и после того, как я полюбил Амелию Тайлер в роли Мастера Подземелий в Baldur`s Gate 3, я надеюсь, что это станет естественным инструментом повествования для игр такого типа в будущем. Гейм-мастера делают так много и являются такой важной частью опыта для определенных настольных RPG, что теперь, когда я знаю, чего нам все это время не хватало, я не хочу возвращаться и играть в определенные видеоигры – я чувствую пустоту в видеоиграх TTRPG, которые отказываются от этого всезнающего, направляющего голоса.
В заключение скажу, что Sunderfolk был моим любимым демо на GDC в этом году и является одной из самых ожидаемых мною игр 2025 года. Мне не терпится вовлечь своих друзей в игру через несколько недель, когда она выйдет на Xbox Series X|S, PS5, PC и Switch 23 апреля.