Соревновательная сцена видеоигр Pokemon сталкивается с проблемой доступности. Эта проблема существует с момента основания Чемпионата по видеоиграм Pokemon (VGC) в 2008 году, обусловленная скрытыми механиками, утомительным гриндом и коварным влиянием случайности (RNG). Сейчас, спустя почти два десятилетия, The Pokemon Company получает шанс сделать соревновательный аспект Pokemon максимально открытым для всех. Благодаря Pokemon Champions, боевому симулятору, похожему на Pokemon Stadium, который выйдет на Switch и мобильных устройствах, игроки смогут быстро и эффективно тренировать покемонов и участвовать в битвах. Более того, на прошедшем чемпионате мира Pokemon World Championship компания объявила, что Pokemon Champions станет официальным способом участия в турнирах Worlds 2026 года.
Это колоссальное событие.
Для непосвященных, подготовка покемона к соревнованию — это не просто его поимка. Такие факторы, как характер (Nature), индивидуальные значения (Individual Values) и значения усилий (Effort Values), влияют на его характеристики и должны учитываться при тренировке. Кроме того, способности и наборы атак (movesets) могут кардинально изменить роль покемона. Два внешне одинаковых покемона могут иметь совершенно разные характеристики и атаки, чтобы выполнять разные функции в команде. Например, Гиарадос (Gyarados) с высокой скоростью, способностью «Устрашение» (Intimidate, снижающей атаку противника) и атакой «Электроволна» (Thunder Wave) может служить покемоном поддержки, ослабляя сильных врагов и замедляя их параличом. В то же время, Гиарадос с высокой атакой, способностью «Дерзость» (Moxie, увеличивающей атаку после каждого нокаута) и атакой «Землетрясение» (Earthquake) может стать серьезной угрозой, набирающей силу. Проблема в том, что, помимо атак и способностей, информация о статистике не всегда четко представлена в игре. Каждое поколение, особенно Pokemon Sword and Shield и Scarlet and Violet, предпринимало минимальные усилия для упрощения этого процесса с помощью новых предметов и механик.

И поскольку эти дополнения были незначительными, соревновательная игра по-прежнему может быть пугающей. Создание команды в Scarlet and Violet — при условии, что вы прошли сюжет и обладаете достаточными ресурсами — может занять часы. Создание хорошей команды может занять недели, если не месяцы. Из-за этого многие игроки обращаются к фанатским веб-симуляторам битв, таким как Pokemon Showdown, чтобы быстро собрать и протестировать разные команды, прежде чем тратить время и ресурсы на создание такой команды в игре. Для человека, погруженного в соревновательный мир, это логично. Так делалось годами, и поскольку подготовка покемона к состязаниям со временем стала немного проще, это не кажется слишком сложным. Однако достаточно сделать шаг назад, чтобы понять: для подавляющего большинства игроков Pokemon соревновательная сцена по-прежнему остается непостижимой.
Допустим, вы хотите собрать команду вокруг Raging Bolt в Pokemon Scarlet. Для начала, чтобы поймать его, вам потребуется пройти игру, большую часть дополнений к ней и собрать Покедекс Академии Черники. Затем придется потратить часы на изменение его характеристик путем гринда или огромного количества поке-долларов. Далее нужно будет найти или создать ТМы (технические машины) для желаемого набора атак. Наконец, вам потребуется дать ему предмет, который соответствует его стилю игры. В общем, это может занять часы, и вам придется повторить это как минимум еще пять раз, чтобы собрать полноценную соревновательную команду. Несколько недель назад я снял видео о том, почему у меня 500 часов в Pokemon Violet. Вот почему.
На сцену выходит Pokemon Champions. Согласно официальному сайту, Champions стремится сохранить стратегическую глубину основной серии, значительно упростив при этом тренировку и изменение характеристик покемонов. После того как вы поймали покемона (или перенесли его из Pokemon Home), вы сможете использовать функцию тренировки для ручной настройки характеристик, таких как атака и защита, изменения его характера (или «статистического выравнивания», как это представлено на сайте), а также замены атак и способностей. Все эти действия требуют «Очков Победы» (Victory Points), которые можно заработать в битвах и нельзя купить. На момент написания статьи мы не знаем, сколько VP будет даваться за битвы и как будет выглядеть внутриигровая экономика; тем не менее, весь процесс тренировки выглядит гораздо более оптимизированным, даже если кое-какие расчеты все еще потребуются.

Помимо базовых характеристик покемона, существуют так называемые Значения Усилий (Effort Values, EVs). На странице сводки покемона теоретически можно отслеживать его EVs, но это не дает точного числового значения, что делает функцию практически бесполезной. Каждые четыре Значения Усилий, полученные в битвах (или с помощью специальных предметов, таких как витамины или перья), эквивалентны одному очку характеристики. Любой покемон может иметь до 510 EVs, при этом не более 252 на одну характеристику. Если вы достанете калькулятор, то быстро поймете, что математика здесь не сходится идеально. Если равномерно распределить EVs между двумя характеристиками, у вас останется шесть EVs, и поскольку четыре EVs равны одному очку характеристики, два из этих очков не дают никакого эффекта. Если эти числа вызывают у вас головокружение, просто загуглите формулу расчета урона — это безумие.
Pokemon Champions, по крайней мере внешне, отказывается от Значений Усилий и позволяет вам распределять 66 очков характеристик (с максимумом в 32 на одну характеристику) среди ваших покемонов по своему усмотрению. Это означает, что если вы полностью вложите очки в Специальную Атаку и Скорость, у вас останется два очка характеристик вместо одного. Это может показаться незначительным, но одно дополнительное очко характеристики может стать разницей между нокаутом и еще одним ходом.
Я понимаю, что углубляюсь в детали, но на протяжении десятилетий соревновательный Pokemon был ограничен этими скрытыми характеристиками и запутанными механиками. Как давний фанат, я всегда испытывал разочарование, потому что соревновательная сторона является самой захватывающей, но барьер для входа всегда был очень высоким. Если Champions сумеет привлечь казуальную аудиторию и побудить ее к изучению более глубоких боевых механик Pokemon, это может подтолкнуть миллионы фанатов Pokemon к участию в соревновательной сцене.
Если этого недостаточно, рассмотрите ситуацию с финансовой точки зрения. Чтобы участвовать в битвах Pokemon, вам нужно владеть Nintendo Switch и Pokemon Scarlet или Violet. Если вы хотите быть в курсе меты, вам, вероятно, потребуются обе версии, чтобы иметь доступ к эксклюзивным покемонам каждой версии. Pokemon Champions, однако, является бесплатным приложением, выходящим на мобильные устройства и Nintendo Switch. Это означает, что вам даже не нужна консоль Nintendo или игра Pokemon для участия в соревнованиях.

Однако вопросов все еще много. Недавний трейлер показал, как перераспределять очки характеристик, но что насчет Индивидуальных Значений (Individual Values, IVs)? Это врожденные характеристики, с которыми покемон пойман или вылуплен. Их можно максимизировать, но это требует значительных ресурсов. Простым решением было бы установить IVs каждого покемона в Champions на 31 (максимальное значение). Однако это ограничило бы стратегию «Trick Room» — технику, при которой тренеры позволяют своим самым медленным покемонам ходить первыми. Естественно, многие команды «Trick Room» строятся на использовании покемонов с нулевыми IVs скорости, что означает, что если на поле выходят два Торкола (Torkoal), тот, у которого нулевые IVs скорости, будет ходить первым при активном «Trick Room». Без IVs каждый Торкол с нулевым вложением в скорость привел бы к ничьей по скорости, что отдало бы приоритет атаки на волю случая.
Кроме того, мы не видели никаких официальных сведений о предметах, удерживаемых покемонами (held items). Как и способности со статистикой, удерживаемый предмет может значительно изменить роль покемона. Драгонайт (Dragonite) с «Лентой Выбора» (Choice Band) может наносить больше урона, чем обычный Драгонайт, но «Лента Выбора» заставляет его использовать только одну атаку. Альтернативно, Драгонайт с «Шелковым Шарфом» (Silk Scarf) усиливает атаки нормального типа, делая «Экстремальную Скорость» (Extreme Speed) еще более смертоносной, и при этом не привязывает его к одной атаке.
Что насчет уникальных механик, таких как Z-Атаки (Z-Moves) и Динамакс (Dynamax); будут ли они представлены? Терасталлизация (Terastalization) и Мега-Эволюции (Mega Evolutions) присутствуют — и это логично, учитывая, что вокруг них построены Scarlet and Violet и Legends: Z-A — но смогут ли игроки использовать Z-Атаки? Как будет обрабатываться появление новых поколений Pokemon? Будет ли каждый покемон доступен в Champions? У меня много вопросов, но чтобы это было лучшим способом для участия в битвах Pokemon, необходим паритет с текущим поколением. Когда выйдет следующее поколение, Pokemon Champions должен как можно быстрее отражать эти новые, определяющие соревновательный процесс механики, если он хочет поддерживать интерес игроков.

И, конечно, над всем этим нависает вопрос монетизации бесплатной игры. Если Pokemon Champions будет условно-бесплатной (free-to-play), как будет выглядеть монетизация? The Pokemon Company уже подтвердила, что «Очки Победы» нельзя будет купить за реальные деньги. И хотя это, вероятно, означает, что вы не сможете тренировать или набирать покемонов с помощью кредитной карты, компания наверняка найдет какие-то способы получения дохода. Надеемся, это ограничится косметическими предметами.
Итак, какое место во всем этом занимает Pokemon Worlds, официальный ежегодный чемпионат? Во-первых, как только Champions будет интегрирован в официальные турниры, его популярность может резко возрасти. Он неуклонно рос благодаря упрощенным механикам и ярким личностям, таким как Вулф Глик, но до сих пор затрагивал лишь малую часть фанатской базы. По состоянию на 2025 год, Pokemon Scarlet and Violet было продано более 27 миллионов копий. Очевидно, не все приходят в игру Pokemon ради сражений, но разрушение барьера для входа может мотивировать потенциальную аудиторию погрузиться в соревновательную игру.
Покемон часто подвергается критике со стороны старых фанатов за то, что он слишком легкий. С этим сложно спорить; сюжет, в конце концов, разработан для игроков всех возрастов. Однако в соревновательных битвах скрыто огромное количество глубины, которую часто упускают из виду. Несколько лет назад Вулф Глик, возможно, лучший игрок в Pokemon в мире, выпустил видео под названием «Pokemon намного сложнее, чем вы думаете». В нем он сравнивает игру с шахматами и объясняет, как все механики и интенсивная умственная игра взаимодействуют, создавая одну из самых глубоких боевых систем всех времен. Глубина и сложность существуют и всегда были доступны для тех, кто готов преодолевать барьеры, но я не могу винить людей за то, что они ее игнорируют. Эгоистично, как давний фанат Pokemon, я просто надеюсь, что Pokemon Champions будет достаточно, чтобы наконец убедить больше моих друзей попробовать соревновательный Pokemon.








